Потребители стали весьма капризными. Они вряд ли будут часто посещать тот или иной торговый объект, если в нем душно, темно, неудобная навигация. Даже если он находится рядом с домом. Поэтому собственнику торгового объекта или арендатору необходимо задуматься об обеспечении комфортных условий для своих клиентов и посетителей. И освещение здесь играет не последнюю роль – примерно 60 % успеха зависит именно от освещенности помещений и отдельных торговых зон.
Некоторые нюансы
Практически любое помещение нуждается как в общем освещении, так и в локальном. Исключением могут являться складские комнаты, санузлы, противопожарные выходы, а также коридоры и непосредственно линии прохода в галереях. Там достаточно одного источника света.
Функция основного освещения проста и понятна, здесь не требуется экспертный комментарий. Можно установить потолочные светильники по периметру торгового ряда, в шахматном порядке или по иной схеме (в зависимости от геометрии помещения). Имеет значение не только выбор размера, формы, мощности приборов. Также важна высота размещения. Если светильники будут установлены слишком низко, может быстро возникнуть зрительная усталость. Если слишком высоко, то возможна недостаточность освещения из-за слишком большого рассеивания света. Поэтому при подборе моделей приборов освещения сразу задумайтесь о том, как, к чему и каким образом вы будете их монтировать. Желательно сделать проектно-инженерный расчет и 3D-модель помещений с учетом планируемой установки выбранных приборов освещения. Это нужно сделать до покупки светильников. Основное освещение должно быть организовано в едином инженерном ключе: это означает, что желательно установить одинаковые светильники на одинаковой высоте, с примерно одинаковым шагом. Общее освещение не должно привлекать к себе избыточного внимания (в ущерб товарам), выбиваться из общей интерьерной концепции. Успешный пример реализации – здесь.
.jpg)
С задачей по организации общего освещения более или менее собственники справляются. Значительно сложнее организовать локальное освещение. Особенно если речь идет о большом торговом зале, в котором много зон.
Основные зоны, которые требуют особой организации освещения:
- прикассовая;
- входной группы;
- торгового зала;
- витрин, стеллажей, полок;
- обеденная (ресторанный дворик и др.).
Учитывайте, что есть функциональные зоны: касса, пожарный выход и др. Здесь можно сэкономить и выбрать универсальные светильники бюджетного плана. Все те зоны, в которых посетители принимают окончательное решение о покупке, выборе товара, заключении договора, должны быть подсвечены особым образом. Необходимо создать доверительную обстановку, безопасную среду. Желательно сделать скрытую подсветку, установить акцентные светильники: там, где расположены самые дорогие товары, должно быть больше эффектного света.
Задайте себе вопросы:
- создана ли безопасная среда;
- располагает ли свет к зрительному и эмоциональному расслаблению;
- есть ли приборы, которые излучают слишком яркий свет;
- хочется ли вам быть в этом помещении более 10 минут и неспешно ознакомиться с предлагаемыми товарами, услугами и др.;
- есть ли зоны, в которых темно и некомфортно;
- чувствуется ли осветительный «коллапс»: слишком много света, слишком много светильников, слишком много световых акцентов и др.
Светильники бывают различных форм, размеров, конфигураций. О дизайне не спорим. Некоторые моменты, на которые необходимо обращать внимание при подборе приборов освещения:
- цветовая температура;
- индекс цветопередачи;
- мощность.
Индекс цветопередачи говорит о том, насколько свет, поступающий от искусственного источника, приближен к естественному дневному свету. Индексом 100 % обладает только солнечный свет. Соответственно, все остальные светильники могут быть только приближены к этому показателю. Отметим, что индекс свыше 90 % вам вряд ли нужен. Посетитель не заметит этого ноу-хау, но у вас затраты на энергопотребление резко вырастут. Оптимальный показатель: 80-90 %. К примеру, как у светильника СПО 40 Ритейл Лайт. Светодиодные модели имеют индекс цветопередачи выше, чем у люминесцентных ламп. И нет искажений с точки зрения восприятия цвета и товарного вида продукции.
Цветовая температура – это так называемый холодный, теплый или нейтральный свет. Холодный свет имеет немного синевато-голубой оттенок, показатель будет более 5000 К. Если речь идет о нейтральном свете, он достаточно комфортно воспринимается (здесь показатель – 4000-5000 К). Теплый свет имеет желтовато-песочный оттенок, показатель – менее 4000 К.
Зоны, в которых представлены текстиль, товары для интерьера, посуда, мебель, лучше подсвечивать теплым светом. Он в большей степени воссоздает домашнюю обстановку и располагает к спокойному выбору. Также он рекомендован для организации локального освещения в ресторанных двориках. Допустимо даже приглушенное освещение. Если речь идет о премиальной одежде, бутиках, салонах бижутерии, ювелирных магазинах, автосалонах, то лучше выбирать светильники для локального освещения и подсветки в нейтральных оттенках.
Светильники с холодным оттенком света специалисты рекомендуют устанавливать в спортивных залах, фитнес-центрах, магазинах инструментов, на картодромах, в кинотеатрах и возле касс. Приборы дадут возможность сделать ненавязчивый акцент, их можно использовать для зонирования пространства.
Что не стоит делать?
Не стоит:
- использовать более 3-4 типов светильников на площади до 50 кв. м (слишком большое дизайнерское разнообразие может выглядеть нелепо);
- располагать рядом светильники, излучающие холодный и теплый свет (одна зона – один тип света);
- покупать светильники с индексом пульсации более 5 % (иначе сотрудники будут быстрее уставать);
- снижать важность бокового света – иногда направленные лучи со стен, перекладин, перегородок способны создать иллюзию, увлечь покупателя, повысить покупательскую активность;
- размещать подсветку в прямой видимости: свет не должен бить в лицо, он должен быть рассеянным, спрятанным за ниши, каркасы и проч.;
- крепить подсветку ниже 160 см (речь идет о сохранности светильников, а также об электробезопасности не только взрослых, но и малышей – среди покупателей могут быть семьи с детьми);
- • покупать обычные светильники и использовать для их подключения розетки в стене (это как минимум будет выглядеть весьма примитивно и испортит интерьерную композицию) – необходимо использовать светильники специального назначения (основные модели представлены в этом каталоге).
Еще пара моментов
Прежде чем приступать к реализации ваших дизайнерских идей, обратите внимание на строительные и санитарные нормы (СНиП и СанПиН). Они диктуют правила освещения общественных помещений, так что нельзя сказать, что у вас полная свобода в плане креатива. Нет.
Правильно выстроенное освещение дает возможность повысить продажи на 20-50 %. Проверено на практике. Поэтому уделите этому моменту особое внимание. Не спешите.
Преимущества ООО «ТД ФОКУС»
Если нужна экспертная помощь, обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы реализовали сотни идей по организации общего и локального освещения на многих крупных торговых объектах. Нам доверяют, с нами сотрудничают на протяжении многих лет топовые ритейлеры и концерны. У нас большой инженерный отдел, работают специалисты с уникальным опытом организации освещения, а также у вас есть возможность сразу приобрести все необходимые светильники – мы выпускаем передовые приборы освещения, задавая высокую планку и тренды в сфере производства светодиодных светильников.
Мы готовы к обсуждению ваших вопросов и задач – обращайтесь!