Экологическая программа Японии работает для рынка светодиодного освещения.
Правительство использует различные методы и ресурсы для ускорения выведения светодиодного освещения на рынок. Например, налоговые льготы помогли создать благоприятные условия на европейском рынке для ветровых и солнечных технологий, а программа Китая «Зеленый Свет», которая стартовала ещё в 1996 году, предоставила удобные условия для внедрения КЛЛ по всей стране, и китайские компании в настоящее время уверенно лидируют в этом секторе световой промышленности во всем мире.
В Японии используется другой подход, стимулирующий быстрое поглощение рынка светильников светодиодами — программа «Eco-point». В апреле 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо объявил о выделении больших финансовых ресурсов, включающих 10,9 млрд $. Суть программы «Eco-point» заключалась в стимулировании роста продаж энергосберегающих кондиционеров, холодильников и телевизоров. Помимо стимулирования экономики, программа была направлена на уменьшение выбросов парниковых газов и расширение цифрового вещания по всей Японии.
Вот как программа работает: после приобретения энергоэффективных устройств или телевизора, потребитель получал от правительства своеобразные бонусы в размере 5–10% от стоимости покупки — один «eco-point» оценивался в 1 ¥ . Затем потребитель выбирал, что купить на эти бонусы из списка 270-ти так называемых «зеленых» товаров и услуг, перечисленных в каталоге под эгидой правительства.
В декабре 2009 года правительство добавило светодиодные лампы в список возможных приобретений по этой программе. А с апреля 2010 года, потребители получили возможность обменять бонусы на светодиодные лампы по цене в 2 раза ниже рыночной.
Кол-во светильников |
Годовое энергопотребление (млрд кВт/ч): Лампы накаливания и флюоресцентные |
Годовое энергопотребление (млрд кВт/ч): Только светодиодные лампы |
Годовая экономия (млрд кВт/ч) |
|
В домах | 870 мл | 38.2 | 14.1 | 24.1 |
В офисах и коммерческих зданиях | 580 мл | 89.1 | 34.6 | 54.5 |
Пром.сектор | 160 мл | 23.3 | 9.7 | 13.6 |
Всего | 1.6 млрд | 105.6 | 58.4 | 92.2 |
Рис. 1. Замена всех ламп накаливания и люминесцентных ламп в Японии на светодиодные могут оказать весьма существенное влияние на потребление энергии.
Возможность купить светодиодные лампы по цене в 2 раза ниже обычной, несомненно, играет свою роль. Вообще Япония известна своей внимательностью к энергосберегающим приборам. Даже электрические чайники максимально энергоэффективны!
Энергосберегающий потенциал светодиодов
На данный момент у Японии только 7% своей электроэнергии из-за аварии на АЭС Фукусима, и экономить для них не просто полезно, а жизненно необходимо. На освещение в Японии тратится около 16% всей электроэнергии, а если полностью перейти на светодиоды, потребление сократится до 7%. Особого внимания заслуживает жилой сектор, где все еще активно используются лампы накаливания, на их долю приходится 29% от всего освещения.
В целом, в удивительно короткий срок, экологическая программа Японии создала сегмент рынка светодиодных ламп, что благоприятно сказалось на экономике и промышленном секторе. Опыт Японии мог бы послужить хорошим примером для других стран, большинство из которых рано или поздно сталкивается с дефицитом энергии, и создать условия для развития рынка энергосберегающих приборов, и в том числе светодиодного освещения, что принесет значительную выгоду не только потребителям и правительству, но и существенно поможет природе.